Главная
Расширенный поиск
Карта Сайта
Главное меню
Структура Парламента КБР
Руководство
Депутатский корпус
Постоянные Комитеты Парламента
Аппарат Парламента
Общественные коллегиальные органы при Парламенте
Общественный совет
Молодежная палата при Парламенте
Рабочие органы в Парламенте
Местное самоуправление
Сведения о вакантных должностях и результаты конкурсов
Информация о размещении заказов
Видеотрансляция заседаний Парламента КБР
Фотогалерея
8(8662) 40-85-30
  
29.01.2014

Родной язык в семье и школе

Публичные слушания на тему: "О проекте закона КБР "Об образовании" прошли в Парламенте республики. Перед началом слушаний председатель Комитета Парламента КБР по образованию и науке Муаед Дадов выступая перед журналистами отметил, что решение о проведении слушаний было принято с учетом социальной значимости данного закона для всех жителей республики и общественного резонанса.

Председатель Парламента КБР Ануар Чеченов открывая заседание сообщил, что в слушаниях принимают участие  депутаты, руководители заинтересованных министерств и ведомств, члены Общественной палаты КБР, представители педагогического сообщества и общественных организаций.

Проект закона разработан в связи с вступлением в законную силу с 1 сентября 2013 года Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации". Текст законопроекта был размещен на портале Правительства КБР и официальном сайте Министерства образования и науки КБР в августе 2013 года, и все желающие имели возможность с ним ознакомиться и направить свои замечания и предложения на сайт. Глава республики внес законопроект в Парламент в декабре.

К первому чтению поступило 88 поправок, которые были рассмотрены на расширенном заседании Комитета по образованию и науке с участием всех авторов, и  82 из них рекомендовано принять.

"Хотелось бы больше дискуссий, мнений, чтобы правильно сориентироваться. Надеюсь, у нас пойдет здоровый, конструктивный диалог. Нужны конкретные предложения", - обратился Ануар Чеченов к участникам слушаний, и для ведения слушаний предоставил слово заместителю председателя Парламента КБР Татьяне Саенко.

С докладом выступила и.о. министра образования и науки КБР Нина Емузова. Она подчеркнула важность сохранения единого образовательного пространства страны и необходимость рассматривать региональный закон в тесном взаимодействии с федеральным: "Региональный компонент расширяет и дополняет нормы федерального закона с учетом специфики региона". Отметила, что закон направлен на достижение соответствующего современным требованиям и запросам общества качества образования и носит четкую социальную направленность. Впервые, как и в федеральном законе, закрепляется уровень заработной платы педагогических работников не ниже средней по республике и меры социальной поддержки обучающихся. Приоритет отдается инклюзивному образованию, обучению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательных организациях. Повышен статус национальных языков - они переведены из регионального компонента образования в федеральный.

Заместитель председателя Общественной палаты КБР Людмила Федченко предложила сохранить в законе норму об обязательности изучения в общеобразовательных организациях, в которых обучение ведется на русском языке, кабардинского и/или балкарского языка, и выразила надежду, что "новое руководство все сделает, чтобы ситуация с изучением родных языков улучшилась". Заметила, что в проекте закона пока отсутствует статья об обеспечении учащихся учебниками. Указала на необходимость законодательно закрепить особенности деятельности организаций, развивающих индивидуальные способности особо одаренных детей. Сказала, что считает нерациональным в связи с принятием нового закона об образовании признавать утратившим силу "Закон об экологическом образовании и просвещении", который надо реализовать, а не отменять.

Заместитель председателя Движения координационного Совета адыгских общественных объединений КБР, член Общественной палаты  КБР Муаед Чеченов также высказался за законодательное закрепление обязательности изучения кабардинского и балкарского языков: "Если не организуем должным образом их изучение, языки исчезнут, чего нельзя допустить. Предоставляемое федеральным законом право надо использовать, и записать — в Кабардино-Балкарии обеспечивается право на получение образования на государственных языках республики. До седьмого класса включительно".

Председатель Совета Кабардино-Балкарской республиканской общественной организации балкарского народа "Алан" Суфиян Беппаев говорил о формальности ЕГЭ, не в полной мере раскрывающего знания ученика, особенно по гуманитарным предметам. В вопросе изучения национальных языков, по его мнению, существенно недорабатывает семья: "С младшего возраста дети дома в основном говорят параллельно на двух языках, а некоторые только на русском, и совсем не знают родного. Не надо обвинять закон или преподавателей, мы должны начинать с себя, с семьи".

Не согласился с предложением обучать школьников до 7 класса на родном языке и председатель общества русской истории и культуры "Вече" Анатолий Канунников: "После 7-го переучивать? Думаю, лучше наравне, не ущемляя преподавания на родных языках в младших классах, вводить преподавание на русском языке". Он предложил прислушаться и к мнению жителей районов, родителей решая, на каком уровне, до какого класса необходимо изучение кабардинского и балкарского языков.

"Давайте исходить из реалий. В семьях дети прикованы к компьютеру, смотрят телевизор. Школьники плохо владеют родными языками. Конечно, должен быть принцип добровольности, но предлагаю ввести обязательность изучения как минимум с первого по 4-ый класс всех общеобразовательных предметов на родном языке", - сказал ведущий научный сотрудник Центра социально-политических исследований КБНЦ РАН Анзор Кушхабиев.

"Нам трудно будет перевести термины, к тому же, видела нежелание родителей обучать детей на родных языках, - продолжила обсуждение руководитель управления образования администрации Баксанского района Тамара Абрегова. - Я патриот, очень люблю родной язык, но знание русского много значит в наше время, а знание родного языка зависит, прежде всего, от семьи".

Представители нескольких общественных организаций выступили в поддержку обязательного изучения национальных языков.

Муаед Дадов, подводя итоги слушаний, сказал:

- Все мы прекрасно понимаем, что сохранение родного языка является нашей первостепенной задачей. Нет языка нет этноса. Сегодня, основная дискуссия развернулась, как мы и ожидали, вокруг роли и места родных языков в образовательном процессе. Были высказаны два мнения: первое предусматривает обязательное изучение в общеобразовательных организациях где обучение ведется на русском языке одного из государственных языков КБР (кабардинского и/или балкарского по выбору) для всех обучающихся. Второе - отличается от первого тем, что изучение одного из государственных языков является обязательным для носителей языка. Обе поправки будут обязательно рассмотрены на Комитете и учтены при принятии закона.

Что касается возможности обучения на родном языке в дошкольных учреждениях и в начальных классах, о чем говорили сегодня представители общественных организаций, такое право предусмотрено Федеральным законом, но учитывая сегодняшнее обсуждение Комитет готов рассмотреть соответствующую поправку".

По результатам публичных слушаний рекомендовано Комитету по образованию и науке обобщить поступившие замечания и предложения к проекту закона КБР "Об образовании" и внести его на рассмотрение Парламента Кабардино-Балкарской Республики во втором чтении. Министерству образования и науки КБР - после принятия закона в окончательной редакции обеспечить разработку подзаконных актов и реализацию его положений, совместно с муниципальными органами управления образованием привести уставы образовательных организаций республики в соответствие с законодательством РФ и КБР к 1 января 2016 года.

 

Наталья Белых



назад
Посетителям
Работа с обращениями граждан
Нормативные документы
Информационно-аналитические материалы
Межпарламентское сотрудничество
Мероприятия
Пленарные заседания Парламента
Повестки дня заседаний Президиума
План работы Парламента
План мероприятий на месяц
План мероприятий на неделю
Конкурс "Моя законотворческая инициатива"