Позиция Парламента КБР не изменилась
3 июня в Верховном Суде Кабардино-Балкарской Республики началось судебное рассмотрение заявления политической партии "Российская объединенная политическая партия "Яблоко" о признании недействующей со дня принятия части 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики в части слов "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте". По мнению политической партии, указанное положение противоречит федеральному законодательству.
В своем выступлении представитель Парламента КБР подтвердил позицию законодательного органа государственной власти республики, с которой ранее письменно ознакомил Верховный Суд КБР и заявителя и согласно которой полагает оспариваемое положение соответствующим федеральному законодательству и не препятствующим партии "Яблоко" присутствовать и выступать на заседаниях Парламента КБР.
В информационных сообщениях о данном судебном разбирательстве, размещенных СМИ в сети "Интернет", содержание позиции Парламента и выступления его представителя изложено тенденциозно и искаженно, со слов оппонирующей стороны, при этом представителей СМИ на заседании не было.
В этой связи доводим до сведения позицию Парламента КБР по существу заявления, изложенную в выступлении представителя Парламента КБР, которое сразу после его оглашения передано суду для приобщения к протоколу судебного заседания.
Заявитель утверждает, что "установив норму, позволяющую не приглашать на заседание Парламента и не заслушивать выступления представителей политических партий, списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте", Парламент нарушил права заявителя и воспрепятствовал осуществлению им своего права.
Но Федеральный закон "О политических партиях" не говорит о том, что право на участие, в том числе выступление, в заседании парламента субъекта Российской Федерации может быть реализовано только при условии получения специального приглашения. Тем более такого условия реализации политической партией, не представленной в Парламенте КБР, не содержит Регламент Парламента КБР. Наоборот, он предоставляет право присутствовать и выступать на заседании Парламента КБР по своей инициативе, без какого-либо приглашения, не только любой политической партии, но и любой общественной организации (ст.40-1).
Можно ли в данном случае признать обоснованным утверждение заявителя о воспрепятствовании Парламентом КБР осуществлению его права, если заявитель даже не пытался его осуществить и ни разу ни обратился в Парламент с заявкой на участие в заседании Парламента КБР. Но воспрепятствовать можно только действию; невозможно ни юридически, ни физически воспрепятствовать бездействию.
Федеральный закон "О политических партиях", определяя политические партии, представленные в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, парламенте субъекта РФ как партии, "списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов" в соответствующем законодательном органе, закрепляет право политических партий, не представленных в Госдуме, региональном парламенте, не реже одного раза в год принимать участие в заседании Госдумы, регионального парламента и обязывает последних установить порядок реализации этого права.
Соответственно, Государственная Дума, принявшая указанный Федеральный закон, своим Регламентом отнесла к партиям, не представленным в Госдуме, не все политические партии, которых на сегодня 67, а те, что участвовали в выборах депутатов Госдумы, но чьи списки кандидатов в результате голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Госдуме, то есть не набрали необходимого числа голосов (подпункт "к.7" пункта 1 статьи 14, статья 38). Тем самым оспариваемые слова "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов" служат определяющим признаком понятия политических партий, не представленных в федеральном, региональном законодательных органах, отличающим их от партий, представленных в этих органах.
В соответствии с правовым принципом ясности, определенности и недвусмысленности понятий и правовых формулировок правовые понятия и формулировки в одном и том же нормативном правовом акте должны использоваться в одном юридическом значении. Это требование тем более категорично применительно к одной и той же статье нормативного правового акта. В Федеральном законе "О политических партиях" понятие политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, используется в одной и той же статье 26.2. В частности, в наименовании, пункте 4 данной статьи указанные политические партии именуются именно так, в общем.
Соответственно, по мнению Парламента КБР, понятия политической партии, не представленной в Государственной Думе ФС РФ, и политической партии, не представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, должны использоваться в одном юридическом значении, индивидуализироваться посредством одних и тех же четких правовых критериев.
Парламент КБР, выступая в данном случае в роли правоприменителя, в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" определил порядок участия в пленарном заседании непредставленных политических партий. При этом Парламент КБР понимает политические партии, не представленные в Госдуме ФС РФ, в законодательном органе государственной власти субъекта РФ, ровно в том значении, в каком их понимает сам федеральный законодатель - Государственная Дума ФС РФ, не претендуя на самостоятельное определение указанного понятия.
Таким образом, согласно федеральному законодательству право участвовать не менее одного раза в год в пленарном заседании Парламента КБР предоставляется политическим партиям, списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте республики.
Отличия от порядка, установленного в этой части Госдумой, заключаются в следующем. Если в Думе соответствующие партии приглашаются на заседание не позднее чем за пять дней его проведения, то в Парламенте КБР не позднее трех дней после назначения даты его заседания, то есть примерно за две недели до заседания Парламента. Другое отличие состоит в том, что Регламент Парламента КБР конкретно определяет, что это всегда первое открытое заседание весенней сессии.
Как видно, и одно, и второе отличие сделаны Парламентом в интересах указанных партий, с тем чтобы дать им больше времени для подготовки выступления.
Вместе с тем в целях исключить попытки придать оспоренной норме Регламента Парламента КБР некий политический подтекст Парламент КБР 30 мая т.г., до начала судебного разбирательства, внес в данную норму изменение, заменив непосредственное указание установленного Государственной Думой ФС РФ определяющего признака - слова "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов" отсылкой к федеральному законодательству, в котором это условие присутствует.
При этом Парламент КБР подчеркивает, что его позиция о соответствии оспоренной нормы федеральному законодательству не изменилась. Аналогичные нормы закреплены и в регламентах парламентов других субъектов РФ.
Поскольку список кандидатов политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не выносился на голосование на выборах депутатов Парламента КБР действующего созыва, а сама политическая партия не участвовала в этих выборах, ей не направлялось специальное приглашение выступить на заседании Парламента КБР и заранее представить тезисы своего выступления в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2010 года №116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях".
Этим нисколько не ограничивается право любой политической партии, независимо от того, является ли она непредставленной или непарламентской, принимать участие в заседаниях Парламента КБР, без специального приглашения, предусмотренного статьей 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Данное право прямо вытекает из закрепленных в Законе КБР "О Парламенте Кабардино-Балкарской Республики" и Регламенте Парламента Кабардино-Балкарской Республики принципов гласности и открытого обсуждения вопросов, участия общественности в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его органов.
В частности, праву на участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики, его органов в Регламенте Парламента Кабардино-Балкарской Республики специально посвящена отдельная статья 40-1, согласно которой не только любые политические партии, но и любые общественные объединения могут присутствовать в этих заседаниях и выступать наряду с гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Положения статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующие порядок участия в заседании Парламента КБР политических партий, являющихся в соответствии с федеральным законодательством не представленными в нем, не отрицают права других политических партий на участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его органов.
Между тем ни от политической партии "Яблоко", ни от ее регионального отделения, вопреки утверждению заявителя, ни разу не поступало заявки на участие в заседании Парламента КБР. Единственное письмо от регионального отделения партии "Яблоко" поступило в Парламент в конце февраля 2013 года, в котором содержалась не заявка на выступление, а просьба дать разъяснение оспоренной нормы Регламента: "Здесь же у нас возникли разночтения и поэтому мы просим дать нам письменный ответ по сути нашего обращения."
Это пояснение не касается самого по себе права политических партий на участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики, предусмотренного, в частности, статьей 40-1 Регламента Парламента КБР, и потому не может расцениваться как отказ Парламента Кабардино-Балкарской Республики в предоставлении права участвовать в заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Регламент Парламента КБР не только не ограничивает право политических партий, как и любых общественных объединений, участвовать в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики, но и, наоборот, предоставляет это право в самом широком формате и вообще не ограничивает участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики каким-либо количеством раз.
В судебном заседании представитель Парламента КБР пояснил, что политическая партия "Яблоко" может воспользоваться этим правом независимо от исхода судебного разбирательства, так же как и любая из зарегистрированных в стране 67 политических партий.
Следует отметить, что в 2013 году ни одна из политических партий, участвовавших в выборах депутатов Парламента КБР действующего созыва и не представленных в Парламенте, не откликнулась на приглашение принять участие и выступить на его заседании.
Ниже приводится полный текст выступления представителя Парламента КБР в суде, который сразу после его оглашения был передан суду для приобщения к протоколу судебного заседания.
"Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратилась в суд с заявлением о признании части 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики недействующей со дня принятия в части "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте".
Считаем данное заявление необоснованным по следующим мотивам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 26.2 Федерального закона "О политических партиях", введенной Федеральным законом от 4 июня 2010 года №116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях", политические партии, не представленные в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не менее одного раза в год участвовать в пленарном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Вопросы, рассматриваемые на таком пленарном заседании, порядок их рассмотрения, а также порядок участия в пленарном заседании указанных политических партий определяются законом субъекта Российской Федерации и (или) регламентом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 указанного Федерального закона под политической партией, представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, понимается политическая партия, список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, или политическая партия, списку кандидатов которой передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
На основании вышеуказанных положений Федерального закона "О политических партиях" Регламентом Парламента Кабардино-Балкарской Республики установлен порядок участия в пленарном заседании политических партий, не представленных в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики по результатам состоявшихся выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики действующего созыва.
В частности, в соответствии с частью 1 статьи 40-2 указанного Регламента, на первом очередном открытом заседании Парламента в период весенней сессии заслушиваются выступления представителей политических партий, списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте (далее - партии, не представленные в Парламенте), по актуальным вопросам общественно-политического и социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.
Указанное положение по сути аналогично соответствующим положениям Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Так, согласно подпункту "к.7" пункта 1 его статьи 14 Совет Государственной Думы принимает решение по предложению Комитета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о приглашении представителей политических партий, федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов (далее - политические партии, не представленные в Государственной Думе), на заседание Государственной Думы.
Пункт 1.2 статьи 38 Регламента Государственной Думы ФС РФ указывает, что представители политических партий, не представленных в Государственной Думе, то есть федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов, не менее одного раза в год по решению Совета Государственной Думы могут присутствовать на заседании Государственной Думы.
Таким образом, не представленными соответственно в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации в силу указанных положений федеральный законодатель - Государственная Дума ФС РФ называет те политические партии, списки кандидатов которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в указанных законодательных органах государственной власти, то есть списки кандидатов которых голосовались на выборах в соответствующий законодательный орган государственной власти, но не набрали необходимого числа голосов.
Соответственно, согласно федеральному законодательству, право участвовать не менее одного раза в год в пленарном заседании Парламента КБР предоставляется только тем политическим партиям, списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте республики.
Поскольку список кандидатов политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не выносился на голосование на выборах депутатов Парламента КБР действующего созыва, а сама политическая партия не участвовала в этих выборах, ей не направлялось специальное приглашение выступить на заседании Парламента КБР и заранее представить тезисы своего выступления в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2010 года №116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях".
Парламент КБР, вопреки утверждению заявителя, не устанавливает, какие политические партии являются не представленными в Парламенте КБР, как и не устанавливает понятия непредставленной политической партии. Это прерогатива федерального законодателя - Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которая раскрыла данное понятие в своем Регламенте, определив, в частности, что на заседания Государственной Думы приглашаются те партии, федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов (подпункт "к.7" пункта 1 статьи 14, пункт 1.2 статьи 38).
В соответствии с правовым принципом ясности, определенности и недвусмысленности понятий и правовых формулировок правовые понятия и формулировки в одном и том же нормативном правовом акте должны использоваться в одном юридическом значении. Это требование тем более категорично применительно к одной и той же статье нормативного правового акта. В Федеральном законе "О политических партиях" понятие политических партий, не представленных в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, используется в одной и той же статье 26.2. В частности, в наименовании, пункте 4 данной статьи указанные политические партии именуются именно так, в общем.
Соответственно, по мнению Парламента КБР, понятия политической партии, не представленной в Государственной Думе ФС РФ, и политической партии, не представленной в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, должны использоваться в одном юридическом значении, индивидуализироваться посредством одних и тех же четких правовых критериев.
Парламент КБР, выступая в данном случае в роли правоприменителя, в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" определил порядок участия в пленарном заседании непредставленных политических партий. При этом Парламент КБР понимает политические партии, не представленные в Государственной Думе ФС РФ, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, ровно в том значении, в каком их понимает сам федеральный законодатель - Государственная Дума ФС РФ, не претендуя на самостоятельное определение указанного понятия.
Соответственно, согласно федеральному законодательству, право участвовать не менее одного раза в год в пленарном заседании Парламента КБР предоставляется только тем политическим партиям, списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте республики.
Поскольку список кандидатов политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не выносился на голосование на выборах депутатов Парламента КБР действующего созыва, ей не направлялось специальное приглашение выступить на заседании Парламента КБР и заранее представить тезисы своего выступления в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2010 года №116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях".
Этим нисколько не ограничивается право регионального отделения любой политической партии, независимо от того, является ли она непредставленной или непарламентской, принимать участие в заседаниях Парламента КБР, без специального приглашения, предусмотренного статьей 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики. Данное право прямо вытекает из закрепленных в Законе КБР "О Парламенте Кабардино-Балкарской Республики" и Регламенте Парламента Кабардино-Балкарской Республики принципов гласности и открытого обсуждения вопросов, участия общественности в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его органов.
В частности, в соответствии с частью 3 статьи 39 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики общественные объединения вправе участвовать в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики, при этом данное право предоставляется всем общественным объединениям, включая в том числе все политические партии.
Праву на участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики, его органов в Регламенте Парламента Кабардино-Балкарской Республики специально посвящена отдельная статья 40-1, согласно которой общественные объединения могут участвовать в этих заседаниях наряду с гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. В соответствии с указанной статьей общественные объединения вправе в том числе выступать на заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его органов, при этом данное право также предоставляется всем общественным объединениям, включая в том числе все политические партии, независимо от того, являются ли они представленными или не представленными в Парламенте КБР в соответствии с Федеральным законом.
Таким образом, любая политическая партия, иное общественное объединение имеет право участвовать в заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики, его органов. Положения статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующие порядок участия непредставленных политических партий в заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", не отрицают права других политических партий на участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики и его органов.
В заявлении указывается, что уполномоченный от политической партии - председатель Кабардино-Балкарского регионального отделения РОДП "Яблоко" Х.Д. Кучмезов обратился в Парламент Кабардино-Балкарской Республики "по данному вопросу, но получил ответ за подписью Председателя Парламента, что согласно статье 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики на заседание Парламента приглашаются лишь те партии, список которых не был допущен по результатам голосования к распределению мандатов".
Поскольку заявление в этой части может ввести в заблуждение относительно содержания обращения Х.Д. Кучмезова и пояснения Парламента Кабардино-Балкарской Республики по нему, сообщаем, что 25 февраля 2013 года председатель Кабардино-Балкарского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Х.Д.Кучмезов обратился в Парламент Кабардино-Балкарской Республики с обращением, в котором написано буквально следующее:
"Согласно Федерального закона "О политических партиях" предусмотрено участие на пленарных заседаниях законодательного органа субъекта Российской Федерации всех политических партий, не представленных в законодательном органе государственной власти субъекта Российской Федерации. Пункт №3 статьи 26.2 прямо указывает, что такое право партии имеют независимо от того, действуют ли на территории субъекта РФ региональные отделения политических партий или нет. Политическая партия "Яблоко" имеет на территории Кабардино-Балкарии зарегистрированное отделение, свой депутатский корпус, активно работает и согласно вышеприведенного закона имеет право на участие в пленарном заседании в формате, утвержденном Парламент Кабардино-Балкарской Республики. Таким образом, дата регистрации регионального отделения партии в Кабардино-Балкарии не имеет значения.
Здесь же у нас возникли разночтения и поэтому мы просим дать нам письменный ответ по сути нашего обращения. Если нам такое право предоставлено, то когда состоится пленарное заседание, если отказано, то на основании и положении какого закона."
Таким образом, в обращении фактически содержалась просьба дать пояснение именно по порядку применения в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики части 3 статьи 26.2 Федерального закона "О политических партиях", а не в принципе по самому праву политической партии или ее регионального отделения участвовать в пленарных заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики.
Соответственно, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, давая пояснение по порядку применения в Парламенте Кабардино-Балкарской Республики части 3 статьи 26.2 Федерального закона "О политических партиях", сослался на специальную статью 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующую порядок применения данного положения указанного Федерального закона посредством специального приглашения на первое очередное заседание Парламента Кабардино-Балкарской Республики весенней сессии.
Это пояснение не касается самого по себе права политических партий на участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики и потому не может расцениваться как отказ Парламента Кабардино-Балкарской Республики в предоставлении права участвовать в заседании Парламента Кабардино-Балкарской Республики, тем более что ни в своем письме от 25 февраля 2013 года, ни в каком-либо ином документе Кабардино-Балкарское региональное отделение политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" не обращалось с такой заявкой.
В связи с изложенным сама по себе постановка вопроса в заявлении о том, что Парламент Кабардино-Балкарской Республики свои Регламентом ограничивает политические партии в праве участвовать не менее одного раза в год в своем пленарном заседании, является необоснованной. Как уже указано выше со ссылками на конкретные нормы Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики, он не только не ограничивает право политических партий, как и любых общественных объединений, участвовать в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики, но и, наоборот, предоставляет это право в самом широком формате и вообще не ограничивает участие в заседаниях Парламента Кабардино-Балкарской Республики каким-либо количеством раз; достаточно лишь обратиться с соответствующей заявкой.
Согласно пункту 4 статьи 26.2 Федерального закона "О политических партиях" решение об участии политической партии, не представленной в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, в пленарном заседании, указанном в пункте 1 или 2 указанной статьи, а также о лицах, уполномоченных выступать от имени политической партии на соответствующем пленарном заседании, принимается коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии. Между тем такое решение в Парламент Кабардино-Балкарской Республики не направлялось и о таком решении Парламент Кабардино-Балкарской Республики не извещался.
На основании изложенного просим суд отказать в удовлетворении заявления о признании части 1 статьи 40-2 Регламента Парламента Кабардино-Балкарской Республики недействующей со дня принятия в части "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов в Парламенте"
назад