Главная
Расширенный поиск
Карта Сайта
Главное меню
Структура Парламента КБР
Руководство
Депутатский корпус
Постоянные Комитеты Парламента
Аппарат Парламента
Общественные коллегиальные органы при Парламенте
Местное самоуправление
Сведения о вакантных должностях и результаты конкурсов
Информация о размещении заказов
Видеотрансляция заседаний Парламента КБР
Фотогалерея
8(8662) 40-85-30
  
15.03.2013

К юбилею Парламента

В год 20-летия Федерального Собрания и Конституции Российской Федерации деловой журнал "Профессионалы России" готовит к выпуску книгу, в которой в том числе будет опубликован материал о Парламенте Кабардино-Балкарской Республики.

 

О том, как взаимодействуют парламентские комитеты, о приоритетах работы законодательного органа республики рассказал в интервью изданию спикер Парламента КБР Ануар Чеченов.

 

– Ануар Ахматович, как бы вы могли охарактеризовать нынешний состав Парламента? На ваш взгляд, насколько конструктивно идет взаимодействие фракций и депутатских групп?

– В нынешнем, четвертом созыве депутатов Парламента КБР, представлены и успешно сотрудничают фракции четырех политических партий, которые имеют свои фракции и в Государственной Думе Федерального Собрания: «Единая Россия», «Справедливая Россия», ЛДПР, КПРФ. В нынешнем  созыве была существенно модернизирована структура Парламента; численный состав депутатского корпуса сокращен со ста десяти до семидесяти двух человек, из них на постоянной профессиональной основе работают 18 депутатов. Как показала практика, решение о сокращении числа депутатов, а также переход на формирование Парламента политическими партиями оказались своевременными и отчасти даже прозорливыми. Сегодня в законодательном органе республики представлена не только самая политически активная часть населения Кабардино-Балкарии, но и действительно наиболее авторитетные в республике лица. Достаточно отметить, что каждый пятый имеет ученую степень кандидата наук, а 7 процентов – доктора наук. В Парламенте КБР вместо ранее действовавших восьми комитетов образовано 16, в том числе 15 отраслевых и один комитет, который является конституционным парламентским органом – это Комитет по межнациональным отношениям. Он формируется на паритетной основе представителями русской, кабардинской и балкарской национальностей и выступает некой парламентской и вместе с тем общественной площадкой для ведения межнационального диалога. В действующем созывы Парламента КБР на основе достигнутого консенсуса политических сил, сформировавших состав законодательного органа, выработана новая парламентская традиция, в соответствии с которой в руководстве Парламента и комитетов представлены все депутатские фракции. Отрадно отметить, что теперь это уже стало законодательной нормой, закрепленной на федеральном уровне по предложению Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева. В целях выработки согласованных мер, в том числе законодательного характера, по решению имеющихся сегодня в республике социально-экономических проблем, обеспечению взаимодействия различных управленческих, экономических и общественных структур при Парламенте КБР образованы и успешно функционируют различные коллегиальные общественные органы: Общественный совет при Председателе Парламента, Молодежная палата, экспертные советы и рабочие группы при комитетах Парламента.

 

– Вас называют человеком, способным не только примирить, но и реально консолидировать позиции различных групп в Парламенте по важнейшим законопроектам и вопросам, мотивировать депутатов, особенно представителей оппозиции, в первую очередь думать о благе жителей республики, а уже потом о своих политических интересах. Как вы относитесь к такой характеристике?

– Ставить самому себе оценки не вполне корректно, это прерогатива народа Кабардино-Балкарии. Мне себя не в чем упрекнуть – все эти годы я работал в стремлении повысить качество жизни народа республики. Зачастую вопреки силам, которые пытались мешать. Но дело в том, что позитивные перемены не всегда ощутимы сразу – они определяются незаметной глазу простого человека оптимизацией бюджета, снижением дотационности республики, массой других факторов, которые готовят фундамент для повышения уровня жизни населения. Самое главное – понимание проблематики и политическая воля в решении насущных проблем общества. Считаю, что депутатскому корпусу необходимо и дальше наращивать взаимодействие с институтами гражданского общества, идти на открытый диалог с людьми. Для парламентариев не должно и не может быть второстепенных вопросов и проблем, если они касаются благополучия республики и каждого отдельного ее жителя. Подчеркну, что независимо от партийных пристрастий, депутаты Парламента КБР демонстрируют свою сплоченность в принятии ответственных и важных решений.

 

– Как осуществляется взаимодействие Парламента с органами исполнительной власти республики?

– Сотрудничество с исполнительной властью, органами местного самоуправления складывается весьма конструктивно. Практически еженедельно на заседаниях президиума Парламента проводятся «правительственные часы», на которых заслушиваются министры и другие должностные лица, отвечающие за те или иные сферы деятельности, а также руководители контрольных, надзорных органов и крупных хозяйствующих субъектов. Парламентские комитеты активно используют такие инструменты контроля, как парламентские слушания, «круглые столы» и пр. На мой взгляд, проблемы, поднятые в результате совместного обсуждения, позволяют оценить реальное положение дел в той или иной сфере экономики или общественных отношений и выработать рекомендации, которые в дальнейшем могут лечь в основу деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Кроме того, для выявления общих проблем и тенденций социально-экономического развития республики мы проводим социологические опросы различных групп населения. Это является, с одной стороны, инструментом обратной связи с избирателями, с другой – дает богатый аналитический материал для совместной работы депутатского корпуса с органами исполнительной власти.

По нашей инициативе с этого года стала практиковаться и такая форма работы, как выступление председателей профильных комитетов Парламента в качестве содокладчиков на совещаниях при Главе КБР, где рассматриваются итоги деятельности министерств и ведомств.

 

– А с Главой республики?

– Глава регулярно выступает с законодательными инициативами, которые рассматриваются Парламентом. Например, в прошлом году Арсеном Каноковым внесено 25 из 122 принятых законов. Это хороший показатель. Начиная с 2011 года конституционной нормой стали ежегодные отчеты Главы Кабардино-Балкарской Республики о результатах деятельности Правительства КБР.  Могу с полной уверенностью утверждать, что на данном этапе законодательный орган находит с Главой республики полное взаимопонимание по всем вопросам. Разумеется, это возможно в первую очередь благодаря его высокому профессионализму. Знаю, как могут быть восприняты мои публичные высказывания в адрес Главы, но хочу подчеркнуть, что такими болезнями, как лицемерие и подхалимство, я не страдаю. Всегда стараюсь выражать свое отношение честно и объективно, насколько позволяют опыт и интеллектуальный потенциал. Поверьте, я знаю, каких усилий ему стоят  преобразования в экономике и развитие социальной сферы, и чисто по-человечески ему не завидую. Это слишком большая нагрузка для одного человека и полное отсутствие частной жизни. Поэтому как житель КБР я бесконечно признателен Арсену Башировичу за то, что он полностью посвятил себя родной республике и работе на благо своих земляков. Он настоящий патриот!

 

- Могут ли жители республики высказывать предложения и рекомендации при разработке того или иного закона?

- Да, мы активно работаем над совершенствованием диалога с населением и стараемся сделать деятельность депутатского корпуса максимально прозрачной и понятной для людей. На официальном сайте Парламента parlament-kbr.ru депутат, автор социально важного законопроекта, рассматриваемого в Парламенте, выносит его на публичное обсуждение. Отдельная рубрика посвящена этой теме в газете "Кабардино-Балкарская правда". Таким образом, население республики может не только познакомиться с автором законопроекта, узнать о причинах принятия документа, но и принять непосредственное участие в его разработке, внеся свои предложения и идеи.

 

- Расскажите о приоритетах бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год.

- При составлении бюджета учтены, в первую очередь, задачи, обозначенные Президентом России в Бюджетном послании о бюджетной политике в 2013-2015 годах. Как указано в данном документе, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях, в том числе на повышении заработной платы в бюджетной сфере. Необходимо определить четкие приоритеты расходов консолидированного бюджета КБР. Должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, направление которых обеспечит ускоренное развитие. Расходы на здравоохранение, культуру, образование, науку должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы должна из года в год увеличиваться. Необходимо обеспечить доведение к концу 2013 года размер средней заработной платы работников вышеуказанных отраслей до средней заработной платы в регионе. А для этого, безусловно, потребуются дополнительные бюджетные средства.

 

– Какие решения, нормативные документы и законопроекты, принятые депутатами в 2012 году, вы считаете наиболее важными и первоочередными?

– Бесспорно, как и прежде, усилия депутатов Парламента КБР в законодательной деятельности были сосредоточены на принятии новых законов, с одной стороны, и совершенствовании действующей законодательной базы в республике, а также приведении ее в соответствие с федеральным законодательством, с другой.

Если говорить о конкретных документах, то могу выделить несколько  вновь принятых законов. В первую очередь это закон «О продовольственной безопасности Кабардино-Балкарской Республики», который способствует созданию правовой базы, регулирующей развитие агропромышленного комплекса, производство необходимых и доступных продуктов пищевой и перерабатывающей промышленности.

Заслуживает внимания и принятый нами закон «О специальных учреждениях для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации либо административному выдворению за пределы Российской Федерации».

В целях создания охотничьей инфраструктуры и оказания услуг в данной сфере в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральным законодательством к ведению Кабардино-Балкарской Республики, принят закон «О регулировании отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов».

В сфере промышленности, транспорта и связи хотелось бы отметить два закона: «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения и возврата, оплаты расходов на перемещение и хранение» и «О порядке осуществления контроля за оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

Актуальным для республики представляется и принятие депутатами закона «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории КБР», который устанавливает порядок и условия осуществления указанного контроля в организациях, подведомственных органам исполнительной власти республики.

В целях создания правовых и социально-экономических условий для реализации основных социальных гарантий прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нами принят Закон КБР «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Кабардино-Балкарской Республике», внесенный Главой республики.

Следует также отметить законы "О промышленных парках в Кабардино-Балкарской Республике", "О государственных информационных системах КБР", "Об организации транспортного обслуживания населения на территории республики", "О государственной социальной поддержке граждан при ипотечном жилищном кредитовании", "Об обеспечении лекарственными препаратами, средствами введения инсулина и средствами самоконтроля граждан, больных сахарным диабетом", "О регулировании отношений по проведению публичных мероприятий в Кабардино-Бал¬карской Республике", "О регулировании отношений в области использо¬вания и охраны водных объектов".

Надеюсь, что принятие этих законов укрепит нормативную правовую базу КБР для новых серьезных шагов в экономической и социальной политике.

 

Историческая справка

12 декабря 1993 года в Кабардино-Балкарии состоялись первые выборы законодательного органа. В сложной общественно-политической и экономической обстановке начала 90-х годов прошлого века Кабардино-Балкария определила свое место в радикально меняющейся России и вместе с ней выбрала курс на демократические преобразования, создание гражданского общества, основанного на торжестве Закона.

Подписание Федеративного договора, избрание первого Президента республики, выборы депутатов Парламента, принятие новой Конституции явились политико-правовой основой для преодоления кризиса власти и становления государственности Кабардино-Балкарии.

Парламент первого и второго созывов состоял из двух равноправных палат - Совета Республики и Совета Представителей. Необходимость двухпалатного Парламента была вызвана прежде всего тем, чтобы стабилизировать общественно-политическую ситуацию в республике, более полно представить в законодательном органе интересы различных национальностей, создать сбалансированную систему учета интересов территорий.

Однопалатный Парламент Кабардино-Балкарской Республики третьего созыва (2003-2009 гг.) избран 7 декабря 2003 года. Выборы в Парламент Кабардино-Балкарской Республики третьего созыва проходили по смешанной системе. 55 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, 55 - по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками. Парламент Кабардино-Балкарской Республики третьего созыва состоял из 110 депутатов, из которых 22 депутата работали на постоянной основе.

Действующий Парламент Кабардино-Балкарской Республики четвертого созыва избран 1 марта 2009 года. Выборы депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики проходили по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты Парламента Кабардино-Балкарской Республики. По итогам выборов к распределению 72 мандатов по спискам допущены 4 региональных отделений политических партий, преодолевших 7-процентный барьер: "Единая Россия" получила 52 мандата, "Справедливая Россия: Родина/ пенсионеры/ жизнь" получила 9 мандатов, "Коммунистическая партия Российской Федерации" получила 6 мандатов, "Либерально-демократическая партия России" получила 5 мандатов. Парламент Кабардино-Балкарской Республики четвертого созыва однопалатный, состоит из 72 депутатов, из которых 18 депутатов работают на профессиональной постоянной основе.



назад
Посетителям
Работа с обращениями граждан
Нормативные документы
Информационно-аналитические материалы
Межпарламентское сотрудничество
Законопроекты, вынесенные на общественное обсуждение
Мероприятия
Пленарные заседания Парламента
Повестки дня заседаний Президиума
План работы Парламента
План мероприятий на месяц
План мероприятий на неделю
Конкурс "Моя законотворческая инициатива"